Уважаемые родители!
Ваши дети станут школьниками, а также активными пользователями сети Интернет. Поэтому рекомендуем вам ознакомиться с памятками о безопасном поведении и использовании сети «Интернет» (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 мая 2018 года № 08-1184 «Методические рекомендации о размещении на информационных стенда, официальных интернет-сайтах и других информационных ресурсах общеобразовательных организаций и органов, осуществляющих управление в сфере образования, информации о безопасном поведении и использовании сети «Интернет»).
Информационная безопасность - это процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации.
Конфиденциальность: обеспечение доступа к информации только авторизованным пользователям.
Целостность: обеспечение достоверности и полноты информации и методов ее обработки.
Доступность: обеспечение доступа к информации и связанным с ней активам авторизованных пользователей по мере необходимости.
Согласно Российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию").
Информационное пространство мы разделили на три составляющие:
- Пространство сети интернет – так называемое виртуальное пространство, позволяющее не только искать нужную информацию, но и имеется возможность пообщаться и поиграть.
- Средства массовой информации – передачи, мультфильмы, фильмы, которые смотрят наши дети по телевизору, а также слушают музыку, аудио сказки и т.п.
- Книжная продукция – газеты, журналы, книги и т.п., которые мы покупаем детям.
Нормативно-правовая база:
1. Федеральный закон РФ от 27.07.2006г. №152-ФЗ "О персональных данных"
2. Федеральный закон от 28.12.2010г. № 390- ФЗ "О безопасности"
3. Федеральный закон РФ от 29.12.2010г. №436 - ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"
4. Указ президента РФ от 04.03.2013г. №183 "О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами РФ с использованием Интернет ресурса "Российская общественная инициатива"
5. Распоряжение Правительства РФ от 02.12.2015 № 2471-р "Об утверждении Концепции информационной безопасности детей
6. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации Департамент Государственной политики в сфере общего образования от 14.05.2018 г.№ 08-1184 "Методические рекомендации о размещении на информационных стендах, официальных интернет-сайтах и других информационных ресурсах общеобразовательных организаций и органов, осуществляющих управление в сфере образования, информации о безопасном поведении и использовании сети "Интернет"
7. Приказ от 27.02.2018 г. № 88 "Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции информационной безопасности детей на 2018-2020 г.
Локальные документы МБДОУ "ДС №12 "Росинка":
Положение об официальном сайте в сети "Интернет" МБДОУ ДС №12 "Росинка"
Положение о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию
Приказ о введении в образовательном учреждении режима информационной безопасности детей в сети Интернет и назначении ответственного
План мероприятий по обеспечению информационной безопасности детей при использовании ресурсов сети Интернет 2019 год
Для Вас, родители!
Памятка безопасного Интернета
Основной совет - поделитесь с ребенком своими знаниями и опытом, и тогда Интернет для него станет безопасным миром, наполненным интересными открытиями. Изучайте Интернет вместе с ребенком, и, может быть, Вы удивитесь, как много он уже знает!
- Установите четкие правила пользования Интернетом для своего ребенка. Установите несколько четких и жестких правил для ребенка, чтобы контролировать расписание, время подключения и способ использования им Интернета. Убедитесь, что установленные правила выполняются. Особенно важно контролировать выход ребенка в Интернет в ночное время.
- Ребенок должен понять, что его виртуальный собеседник может выдавать себя за другого. Отсутствием возможности видеть и слышать других пользователей легко воспользоваться. И 10-летний друг Вашего ребенка по чату в реальности может оказаться злоумышленником. Поэтому запретите ребенку назначать встречи с виртуальными знакомыми.
- Не разрешайте ребенку предоставлять личную информацию через Интернет. Ребенку нужно знать, что нельзя через Интернет давать сведения о своем имени, возрасте, номере телефона, номере школы или домашнем адресе, и т.д. Убедитесь, что у него нет доступа к номеру кредитной карты или банковским данным. Научите ребенка использовать прозвища (ники) при общении через Интернет: анонимность - отличный способ защиты. Не выкладывайте фотографии ребенка на веб-страницах или публичных форумах.
- Оградите ребенка от ненадлежащего веб-содержимого. Научите его, как следует поступать при столкновении с подозрительным материалом, расскажите, что не нужно нажимать на ссылки в электронных сообщениях от неизвестных источников, открывать различные вложения. Такие ссылки могут вести на нежелательные сайты, или содержать вирусы, которые заразят Ваш компьютер. Удаляйте с Вашего компьютера следы информации, которую нежелательно обнаружить Вашему ребенку (журнал событий браузера, электронные сообщения, документы и т.д.).
- Установите на компьютер антивирусную программу. Хороший антивирус – союзник в защите Вашего ребенка от опасностей Интернета.
- Следите за социальными сетями. Сегодня чуть ли не каждый маленький человечек, умеющий включать компьютер, уже имеет страничку в социальной сети. Будь то «Одноклассники», «В контакте» или другие сервисы, предполагающие открытость данных. Ребенок должен четко знать, что частная жизнь должна оставаться частной. Например, в настройках «В контакте» выберите вместе с ребенком режим приватности «Только друзья», и никакой злоумышленник не сможет просматривать информацию на страничке вашего ребенка.
- Прогуляйтесь по интернету вместе. Для того, чтобы ребенок понял, что такое хорошо и что такое плохо, недостаточно одних слов. Зайдите на несколько популярных сайтов, в социальные сети, в блогосферу. Покажите, как там все устроено, чего надо избегать и т. Д. Ребенок должен понимать, что Интернет – это виртуальный мир, где у каждого человека есть свое лицо и репутация, которую, как и в обычной жизни, нужно оберегать.
Ещё несколько советов родителям:
- Поставьте компьютер на видное место.
- Подключите безопасный поиск в режиме строгой фильтрации.
- Убедите ребенка закрыть социальный профиль для посторонних.
- Объясните, что никому нельзя сообщать пароль к своим страницам.
- Запретите встречаться с малознакомыми онлайн-друзьями в реальной жизни.
- Объясните ребенку, что нельзя писать в Интернете то, что нельзя сказать человеку в лицо.
- Научите ребенка критически относиться к информации, найденной в Сети. Не все, что опубликовано в Интернете – правда.
Памятка для родителей об информационной безопасности детей
Определение термина «информационная безопасность детей» содержится в Федеральном законе № 436-ФЭ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», регулирующим отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Согласно данному закону «информационная безопасность детей» — это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.
В силу Федерального закона № 436-ФЭ информацией, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, является:
- информация, запрещенная для распространения среди детей;
- информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий.
К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится:
- информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в т.ч. причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
- способность вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; принять участие в азартных игра, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
- обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям и животным;
- отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
- оправдывающая противоправное поведение;
- содержащая нецензурную брань;
- содержащая информацию порнографического характера
К информации, распространение которой ограничено среди детей определенного возраста, относится:
- информация, представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;
- вызывающая у детей стра, ужас или панику, в т.ч. представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;
- представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;
- содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.
С учетом этого Вам предлагаются правила работы в сети Интернет для различных возрастных категорий, соблюдение которых позволит обеспечить информационную безопасность ваших детей.
- Независимо от возраста ребенка используйте программное обеспечение, помогающее фильтровать и контролировать информацию, но не полагайтесь полностью на него. Ваше внимание к ребенку — главный метод защиты.
- Если Ваш ребенок имеет аккаунт на одном из социальных сервисов (LiveJournal, blogs.mail.ru, vkontakte.ru и т.п.), внимательно изучите, какую информацию помещают его участники в своих профилях и блога, включая фотографии и видео.
- Проверьте, с какими другими сайтами связан социальный сервис Вашего ребенка. Странички Вашего ребенка могут быть безопасными, но могут и содержать ссылки на нежелательные и опасные сайты (например, порносайт, или сайт, на котором друг упоминает номер сотового телефона Вашего ребенка или Ваш домашний адрес)
- Поощряйте Ваших детей сообщать обо всем странном или отталкивающим и не слишком остро реагируйте, когда они это делают (из-за опасения потерять доступ к Интернету дети не говорят родителям о проблема, а также могут начать использовать Интернет вне дома и школы).
- Будьте в курсе сетевой жизни Вашего ребенка. Интересуйтесь, кто их друзья в Интернет так же, как интересуетесь реальными друзьями.
Педагогическим работникам
Письмо Министерства образования и науки РФ от 3 октября 2017 г. N 09-1995 "О направлении рекомендаций"
Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России в соответствии с планом мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года направляет для использования в работе методические рекомендации по проведению мероприятий по повышению правовой грамотности детей, родителей (законных представителей) и педагогических работников, участвующих в воспитании детей.
Методические рекомендации по проведению мероприятий по повышению правовой грамотности детей, родителей (законных представителей) и педагогических работников, участвующих в воспитании детей
Развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод. Формирование высокого уровня правовой культуры, традиций безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности - основные направления деятельности образовательных организаций по формированию основ гражданственности и правовой культуры. Достижение указанных целей возможно лишь при грамотной организации, в первую очередь в образовательных организация, работы по повышению правовой грамотности детей, родителей (законных представителей) и педагогических работников, участвующих в воспитании детей.
Данные методические рекомендации разработаны в рамках выполнения Плана мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р совместно с Общероссийской общественной организацией "Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей".
Рекомендации направлены на оказание информационной и методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, муниципальным органам управления образованием, руководителям образовательных организаций в организации работы по повышению правовой грамотности детей, родителей (законных представителей) и педагогических работников.
Основными направлениями деятельности образовательных организаций в рамках повышения правовой грамотности должны являться:
- разработка программ, методических пособий, включающих правовую тематику;
- обучение обучающихся основам правовой культуры с целью повышения гражданской активности и формирования навыков ориентироваться в различных жизненных ситуация, в том числе с соблюдением социальных обязанностей и способностью к отстаиванию собственных прав;
- реализация программ повышения правовой грамотности для родителей с целью формирования основ правовой культуры в семье;
- повышение уровня правовой грамотности педагогов.
В соответствии с этим всю работу в образовательных организациях по повышению правовой грамотности целесообразно разделить на три целевые группы с учетом их особенностей, различных ролей и, соответственно, требуемых различных подходов при организации мероприятий:
- Дети, обучающиеся в образовательных организациях.
- Родители (законные представители).
- Педагоги, участвующие в воспитании детей.
Рекомендации по проведению мероприятий по повышению правовой грамотности детей
- формирование ответственности и предупреждение различных правонарушений;
- профилактические работы со школьниками всех возрастов;
- формирование правовой культуры у каждого обучающегося.
Задачи:
- формирование терминологического аппарата;
- закрепление уважения к законам, праву, правовым нормам;
- формирование твердой убежденности, что соблюдение законодательства - необходимая часть жизни в обществе;
- прививание главных принципов правовой системы и разъяснение их значения для каждого гражданина;
- формирование активной жизненной позиции относительно защиты правовой системы государства;
- социализация личности школьника.
Мероприятия по правовому воспитанию учащихся должны проводиться не только для того, чтобы дать детям знания, но и с целью научить их реализовывать свои права и обязанности в обществе, быть активными гражданами.
Основные формы и методы повышения правовой грамотности детей
Основные методы для накопления обучающимися теоретических знаний - лекции, беседы. Используются в рамках урока, на внеклассных мероприятия, в индивидуальной или групповой формах.
Использование различных интерактивных форм мероприятий (конкурсы, викторины, конференции, семинары и другие) обеспечивает высокий уровень усвоения и запоминания информации.
Отдельные формы мероприятий (практикумы, деловые игры, дискуссии и т.п.) способствуют формированию навыков использовать полученные знания в конкретных ситуациях.
Важным является выстраивание единой содержательной линии, при которой внеклассные мероприятия дополняют и закрепляют материал, полученный на уроках.
Примерные темы мероприятий для детей:
- Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Голосование, выборы, референдум. Конституция. Правовой статус человека. Нарушение и защита прав и свобод гражданина.
- Нормы семейного права. Взаимные обязанности родителей и детей. Семья и брак. Добрачное поведение. Проблема неполных семей.
- Понятие о правоспособности. Органы опеки и попечительства. Защита детского труда.
- Гражданские, трудовые, жилищные, имущественные правоотношения. Права потребителя.
- Социальные нормы. Юридическая ответственность. Правосознание и правовая культура. Равенство перед законом. Административные правонарушения. Гражданские правонарушения. Разнообразие мер воздействия. Материальная ответственность.
- Культура. Этикет. Образ жизни. Привычки и манеры. Обычаи и традиции. Нравы и мораль. Санкции как регулятор человеческого поведения. Культура. Субкультура. Контркультура. Неформальные молодежные группы, их поведение и ответственность.
- Религия и ее роль в обществе. Религии и конфессии России. Традиционные и нетрадиционные верования. Традиции и радикализм. Религиозный терроризм.
- Социальный контроль, нормы социального контроля, санкции социального контроля, самоконтроль.
- Народность, этноцентризм, ксенофобия, шовинизм, расовая дискриминация, культурный плюрализм. Национальная политика России.
- Правонарушения и преступления. Правомерное и неправомерное поведение. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения, виды административного правонарушения и административные взыскания.
- Порядок призыва на военную службу, условия отсрочек, правовое регулирование воинской службы.
- Социальная стратификация и социальные отношения.
- Демографическая политика России.
- Конфликт и основные способы его разрешения.
- Социальное и протестное движения, их характеристика и масштабность.
- Мораль и нравственность. Нравственные категории и добродетели. Милосердие. Долг. Справедливость и равенство. Духовная жизнь человека и общества.
Рекомендации по проведению мероприятий по повышению правовой грамотности родителей (законных представителей)
При проведении мероприятий по повышению правовой грамотности родителей (законных представителей) важнейшее значение имеет семейно-правовой аспект, в связи с чем участники образовательного процесса - родители обучающихся должны получить более глубокие знания в области семейного права, бесплатные юридические консультации по вопросам детско-родительских правоотношений, знания и навыки по урегулированию детско-родительских конфликтов. Важнейшим требованием к проведению мероприятий является активная, творческая форма проведения занятий, направленная на формирование родительских компетенций посредством приобретения теоретических знаний, их закрепления и применения в конкретных жизненных ситуациях. Должны быть предусмотрены использование прямого вещания, других дистанционных технологий, работа со справочно-правовыми системами.
Цели проведений мероприятий по повышению правовой грамотности родителей (законных представителей):
- получение базовых юридических знаний в сфере детско-родительских правоотношений;
- получение правовых знаний родителями обучающихся как участниками образовательного процесса;
- поддержка и формирование традиционных семейных ценностей как основы развития и сохранения семьи;
- воспитание ответственного отношения к своим родительским правам и обязанностям;
- профилактика детско-родительских конфликтов, семейного неблагополучия;
- поддержка семей с детьми, попавших в трудную жизненную ситуацию и в социально опасное положение.
Задачи мероприятий:
- поддержка, обучение и семейно-правовое просвещение родителей в сфере детско-родительских правоотношений;
- формирование позитивного правового сознания родителей в детско-родительских правоотношениях;
- воспитание "ответственного родительства" посредством реализации мероприятий программы и оказания бесплатной правовой помощи родителям обучающихся.
Основные формы работы с родительской аудиторией:
- Лекции (лекция-информация, лекция-визуализация, проблемная лекция).
- Практические занятия (дискуссии, тренинги, case-study - решение ситуативных задач, выполнение контрольных заданий, индивидуальные и групповые юридические консультации, выполнение творческих заданий, ролевые игры, тестирование, анкетирование, просмотр и обсуждение фрагментов фильмов семейно-правовой тематики, викторины, конкурсы, консультации специалистов, выступления сотрудников правоохранительных органов, "круглые столы" и др.).
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
- получение и углубление знаний в области семейного права, повышение правовой культуры детско-родительских правоотношений, ответственности родителей за воспитание своих детей;
- улучшение взаимодействия и взаимопонимания детей со своими родителями;
- формирование конструктивного взгляда родителей на решение семейных проблем;
- повышение активности участия родителей в учебно-воспитательном процессе, повышение заинтересованности родителей в успехе своих детей.
В результате семейно-правового просвещения родители должны знать права и гарантии, обязанности и ответственность родителей и детей, должны уметь:
- выступать представителями интересов своих детей в административных и судебных процедурах;
- предупреждать и грамотно разрешать конфликтные ситуации;
- научить ребенка правилам личной безопасности;
- уметь правильно оформлять социальные пособия на детей и других членов семьи.
Рекомендации по проведению мероприятий по повышению правовой грамотности педагогических работников, участвующих в воспитании детей
Цели проведения мероприятий по повышению правовой грамотности педагогических работников:
- развитие правовой компетентности педагогов в области воспитания несовершеннолетних;
- совершенствование системы правоотношений субъектов учебно-воспитательного процесса организаций образования Российской Федерации.
Задачи:
- повышение квалификации педагогов в области гражданско-правовых знаний;
- объединение усилий школы и семьи в гражданско-правовом образовании несовершеннолетних;
- совершенствование системы воспитательной деятельности в образовательной организации;
- развитие гражданско-правового образования в школах.
Мероприятия по повышению правовой грамотности педагогических работников, участвующих в воспитании детей, должны обеспечивать:
- систематическое изучение нормативных правовых документов различного уровня, обеспечивающих защиту, реализацию прав и свобод детей;
- информирование о международны, федеральный, региональных документа, касающихся прав, обязанностей, ответственности детей и их родителей;
- изучение методик и технологий;
- обучение использованию в профессиональной деятельности современных технологий, методик и способов правового просвещения;
- поддержку поисковой, экспериментальной, инновационной деятельности;
- разработку и реализацию программ освоения основ права;
- мониторинг правовых знаний и поведения учащихся.
Основные формы мероприятий по повышению правовой грамотности педагогических работников, участвующих в воспитании детей:
- лекции, беседы;
- консультации, тренинги, семинары-практикумы;
- другие формы просветительских мероприятий.
Формы работы по повышению правовой грамотности педагогических работников должны предполагать высокий уровень правовых знаний и поведения педагогов, воспитателей, социальных работников, руководителей кружков и секций, тренеров и др.
Примерные темы мероприятий для педагогов:
- формы государственно-общественного управления;
- основы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- административная, гражданско-правовая, дисциплинарная, уголовная ответственность педагогов;
- Конвенция о правах ребенка;
- основные гарантии прав ребенка в Российской Федерации;
- право ребенка на летний отдых; правовые аспекты организации летней оздоровительной работы с детьми.
Список нормативно-правовых актов, рекомендуемых для использования при проведении мероприятий по повышению правовой грамотности детей, родителей (законных представителей) и педагогических работников, участвующих в воспитании детей:
1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217А [III] от 10 декабря 1948 г.).
2. Декларация прав ребенка (принята резолюцией 1386 [XIV] Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.).
3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г.).
4. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.) (вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.).
5. Декларация о социальных и правовых принципа, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях (принята резолюцией 41/95 Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1986 г.).
6. Конституция Российской Федерации.
7. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
8. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
9. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Детские безопасные сайты:
1. Дошкольник - сайт для всей семьи www.doshkolnik.ru
2. Страна мастеров-творчество для детей и взрослых www.stranamasterov.ru
3. Лукошко сказок http://lukoshko.net/
4. Сказочная библиотека хобобо-крупнейший в русскоязычном Интернете проект, где можно найти сказки всех народов мира, посмотреть мультфильмы и диафильмы, послушать аудиосказки, узнать о мифах и легендах древнего мира. Кроме этого, здесь вы найдете богатую коллекцию детских сказок, написанных всемирно известными писателями, такими как Ш.Перро, А.Линдгрен, Г.Х.Андерсена, А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого и других авторов. http://www.hobobo.ru/
5. Детские уроки - на сайте можно найти методики развития, обучающие занятия, развивающие игры, идеи для детского творчества и рукоделия. http://www.babylessons.ru/
6. Радость моя - детский семейный образовательный телеканал предлагает зрителям культурно-просветительские, образовательные и детские программы собственного производства. На этом канале каждый член семьи найдёт для себя что-то полезное. http://radostmoya.ru
7. Лель - стихи и песни для детей, посвященные различным праздникам, животным, временам года. http://lel.khv.ru/
8. Сказочная страна - коллекция сказок народов мира. http://skazki.org.ru/
9. Библиотека для детей - электронная библиотека. http://www.deti-book.info/
10. В гостях у Василисы - Авторские и народные сказки, загадки, детские стихи и рассказы, биографии писателей, пословицы и поговорки, считалки, раскраски и прочие. http://www.deti-lit.ru/